Алиса в Горбушке 27 апреля 2001г. глазом Poloz'a

19:00, 27 апреля 2001 года, Москва, ДК Горбунова
АЛИСА.
По крайней мере, ожидается. Гляжу на билет – так и есть.

В начале седьмого в зале раздается музычка и вопли беснующегося зала, но это не Алиса. У меня были сведения, что будет выступать Пилот – во втором отделении, как ни странно. Но он традиционно вышел в первом. Я был уже в том состоянии, когда предпочитал свет, поэтому не посмотрел, во сколько именно это было.

Пилот я впервые видел очень давно, когда они еще назывались Military Jane. Тогда они мне не особо приглянулись просто так, потом же, когда они взяли другое имя, им понравилось примерять на себя манеры Алисы. За это приглядываться к ним расхотелось вообще; манеры Алисы им понравились и стали одной из причиной их популярности и фигурирования на разогреве у Кинчева сотоварищи. Когда Кинчев умрет, пробитые настоящие алисоманы будут слушать Пилот и говорить, что это заебись, и они последние, кто осатался играть настоящую музыку. Говорят, у них офигительные тексты. Но на концертах я их чего-то не расслышал за гитарами. Вспоминается цитата из Кэрролла, фигурировавшая в альбоме Алисы «Суд»: «Для чего падать ниц? Ведь так мы не увидим никакого шествия? – Быть может, затем это и нужно…» Зато, повторюсь, Кинчевские интонации были слышны отчетливо. И кое-что еще: мне почти понравилась музычка в песне про километры и седые ветры, названия, простите, не знаю, но через несколько секунд в голове стукнуло: Blur, “Song #2”. Вот и Пилот, берите за рупь двадцать. Ода окончена.

Алиса появилась чуть раньше восьми вечера, зал взвыл и начал колыхаться, сминая зазевавшихся с кружками пива. Впечатления о внешности и репертуаре я писал, еще когда рассказывал о Трех Дорогах, концерте в Питере вместе с ДДТ и Бутусовым, который был 3 месяца назад; с тех пор практически ничего не изменилось, а повторяться не хочется. Кажется, были клавишки, кроме основного состава. Первой спели «Землю» – начало хорошее и почти уже традиционное. Потом спели «Все решено» – эту песню никогда не понимал, но народ вокруг скакал и бесновался. Похоже, Алиса прислушивается к голосованиям в сетке. Также в начале выступления были исполнены «Дурак и солнце», «Аэробика» и «Повелитель блох». Рассказывать о том, что чувствуешь, слушая каждую песню, наверно, бессмысленно, и не стоит, но вот неожиданное «Умереть молодым», от которого у меня мороз по коже каждый раз идет в сочетании со скачущим с козами залом, который был уже разогрет в полный рост, как раз и вызвало реакцию: что же ты, сука, делаешь?! И все. Мне больше добавить было нечего. Потому что зал воспринимает все это совсем по-другому, на подсознательном уровне, а песня оказывает совершенно чумовое негативное воздействие. И «как дятел по понятиям ноль», чисто столичное дерьмо в полной красе, и «утро вмещает баян…» с цоевским продолжением – кто знает песню, тому рассказывать не нужно, а кто не знает, тому бесполезно.

За весь концерт Кинчев спел парочку новых песен, «Ветер» и еще что-то, но они мне практически не запомнились. Вообще, как я уже говорил, репертуар состоял в основном из «старого и лучшего», кто был на Трех Дорогах – исполнялось практически все. Со времен Дурня были забыты «Мы вместе» и «Все это рок-н-ролл», тогда даже «Православных» не спели. Кстати, почему «Все это R’n’R» не поют больше, неужто такая тема недостойная и надоевшая? Раньше мне думалось, что она с общей православной окраской Солнцеворота не катит, но теперь уже и не знаю, что думать… А тогда толпа бесновалась, шли старые уверенные песни: «Ветер водит хоровод» и «Чую гибель», «Воздух», «Солнце за нас», «Красное на черном», «Красные горы», «Трасса Е95», «Плач» – концерт неумолимо двигался к логическому завершению. Под финал пошли цоевская «Спокойная ночь», «Мой рок-н-ролл» и «Радости печаль», сменившая на этом месте «Синий дым», после чего Алиса раскланялась, но не должна была, по законам жанра, уйти окончательно. Играли в общей сложности порядка полутора часов, но никак не больше.

На бис они пели «Танцевать» в электричестве, и зал преимущественно слушал, раскрыв клювы, несмотря на то, что песня была старше некоторых присутствующих. Я думаю, что ее мы еще услышим на волнах FM-радиостанций. Явно не «Антихриста»-мегазвезду. И закончился концерт совсем уж архивным номером, реанимированным в новейшей истории: «Мы держим путь в сторону леса». «Убили песню…» – сказал мне Игорь_ок, беспрестанно поивший нас на концерте пивом. Не знаю, как насчет убили («ай-ай-ай-ай, ни за что ни про что»), но звучала она уже не так.

В завершении по правилам хорошего тона надо бы сделать выводы, но их не будет. Делайте сами. А я пока концертник 88-го года послушаю.

ПРИЛОЖЕНИЕ к отчету о концерте Алисы.

Уже после написания отчета обнаружил произведение, освещающее ту же тему, на Армии Алиса под авторством Ночки, прочитал и грустно стало. У нее все одухотворенное какое-то. А у меня – бездуховное совершенно. Как будто на разных мероприятиях были. Так нет ведь, на одном и том же. Ну да ладно, прочитав оба отчета, надеюсь, можно будет составить какое-то впечатление. Тем более, что я писал натощак и на трезвую голову. А что из этого выйти может?..

Пришла в голову совершенно отвратительная мысль: попытаться классифицировать тех, кто пришел на концерт Алисы. Естественно, все это совершенно условно ;-).

Первая категория – «старая гвардия». Алиса – это значительное впечатление их частично ушедшей молодости, вызывающая ностальгические слезы. Они занимаются по жизни всем, чем угодно, но пару раз в год их по старой привычке тянет на концерт Алисы. Многие ходят бесплатно в силу обилия знакомств, приезжая на личном авто, и сидят на балконах со слезами умиления на глазах. Если выпьют, то могут рассказывать, как они плодотворно бухали с группой Алиса в восемьдесят мохнатом году. Составляют, наверно, порядка 10-15% от общего числа, но заслуживают вынесения в отдельную категорию.

Вторая категория – «лояльные». У тех, кто постарше, ностальгические слезы вызывает все, к чему можно наклеить ярлык «русский рок»; младшие жрут FM-рокапопс, не испытывая, впрочем, перед ним особого трепета. На вопрос, зачем они ходят на Алису, отвечают, как правило, уклончиво: «А почему бы и нет – прикольно». Выпивают кружечки по три пива и чувствуют себя алисоманами. Около трети от общего числа.

Третья категория – алисоманы и притворяющиеся ими. Отличить одних от других, особенно в концертной толпе, совершенно не представляется возможным, поэтому они объединены в одну категорию. Воспеты Бронетачкиным на antialisa.da.ru. Являются потребителями атрибутики группы. Поход на концерт совмещается с интенсивным распитием спиртсодержащего; некоторые не доходят – естественный отбор. Армия, сыновья помоек, формируется по принципу «слепила из того, что было».

Отдельной торпедой в пафосный настрой будет являться главенствующая роль употребления алкоголя и других раскрепощающих средств. Без них концерт в его теперешнем виде просто невозможен. Можно говорить, что это обмен энергетикой с залом, можно просто считать, что народ колбасится – но это неотъемлемая его часть, потому, что он просто должен быть таким. Таким его ожидают все…

Ну вот, я думал, будет хорошо, а вышло, как всегда… Пойду, под дождем прогуляюсь, что ли…

Poloz, 01/05/2001
еще по одной, и пора назад...
Hosted by uCoz