Цоя хватит на всех - о перепевках Кино до выхода Кинопроб

Так уж получилось, что давно назревшая тема совпала с 15 августа 2000 года. Но речь пойдет именно о "Кино", да простят меня за все ниженаписанное ярые киноманы, коим я не являюсь. Вообще киномания явление очень интересное: даже теперь, через десять лет после смерти Виктора Цоя молодые люди определенного контингента чуть ли не в обязательном порядке проходят через это. Феноменально: таким не может похвастаться даже "Ласковый май", который до сих пор помнят, не говоря уже про другие современные советские и российские музыкальные коллективы. Либо направленность более узкая (ГО, Башлачев), либо просто популярности недостает.

В связи с этим, конечно, творческое наследие группы "Кино" после ее распада в 1990 году не могло просто так остаться пылиться в архивах истории. К 1991-му выпустили "Черный альбом" с песнями, которые не успели увидеть свет при жизни Виктора, еще через год вышел сборник "Неизвестных песен", потом пришла очередь сохранившихся в архивах концертных (два концерта в Рок-клубе и один акустический) и студийных записей, которые издавались как отдельные альбомы или добавлялись bonus track'ами к уже существующим.

Примерно году к 95-му архивы доскребли окончательно: пришло время перемалывать уже известные песни и альбомы. Пусть каждый сам судит по впечатлением, где сколько было желания почтить память Цоя, заработать денег или прославиться за чужой счет, но каждое подобное творение было оформлено достаточно пафосно с явным упором на первый аспект. Я подобных творений слышал три штуки, и каждый раз авторы увлекались электроникой...

Первое творение (которое я, впрочем, услышал в последнюю очередь) именуется "Техно-Цой" за авторством группы "Инспектор". Никогда, кстати, этой группы не слышал. Год 1995-97, точно не помню. Во вкладке к кассете было упомянуто имя первой жены Виктора, мол, с ее содействия и благословения. Честно говоря, не знаю, куда она при этом смотрела. Теперь, стараясь по возможности избегать расхожих выражений типа "дерьмо" и "отстой", постараюсь рассказать о содержании. Собственно песен Цоя взято штук восемь или девять, все из позднего репертуара и достаточно известные, "Звезда по имени Солнце", "Стук", "Кончится лето", "Печаль", "В наших глазах" и некоторые другие. Вокал некоего Дмитрия Панкова (в первый раз слышу это имя) скопировал только некоторую известную монотонность голоса у позднего "Кино", дополнив ее вообще полным отсутствием живости. Иногда кажется, что голос вообще смоделирован искусственно. Ощущение от этого препакостнейшее. Музыка неплохо смотрелась бы на дискотеках, но здесь была совершенно неуместна. В общем, внутреннее ощущение в высшей степени странное, близкое к омерзительному. Наверно, и к таким версиям можно привыкнуть и получать от них удовольствие, но у меня, хоть я и не фанат Кино, это не получилось. К прослушиванию не рекомендуется в силу общей безотрадности и угнетающего действия на психику.

Вторым объявился Алексей Рыбин с альбомом "Аsfальт", который состоял исключительно из ранних и малоизвестных песен "Кино" с агрессивной электронной музыкой. На вкладке к кассете написано, что, дескать, Виктор хотел, чтобы песни звучали именно так. Возникают некоторые внутренние сомнения, но, с другой стороны, Рыбину-то, наверно, виднее… Многие песни я услышал впервые именно в той обработке: "Ночной грабитель холодильников", "Дорога", "Осень" и некоторые другие. Пел Рыбин сам, мне кажется, что у него, пожалуй, есть некоторые права на эти песни: на более позднее творчество "Кино" он не замахивается. Правда, все же с электроникой он местами переусердствовал, но это не более, чем мое мнение. Год это был 98-й, может, чуть раньше. В том же году в декабре я увидел странные афиши: "Кино с самого начала" - Рыбин, Каспарян, Наиль Кадыров, Колик Рубанов из Аукцыона на саксофоне, кто на ударных, не помню. Решил сходить, и не пожалел, понравилось. Многие мои знакомые разочаровались, не знаю, что они хотели при этом увидеть. Если голографическое изображение Цоя с фонограммой его голоса, то такого не было, конечно. Зато был до сюрреалистичности длинный и тощий Рыбин, исполнявший раннее "Кино", причем песен было больше двадцати: там была и "Камчатка", и "Троллейбус", и "Электричка", и "Битник", "Асфальт", и "Восьмиклассница", и "Весна", и "Последний герой", в общем, очень много из первых трех альбомов, но ничего позже 85 года не пелось. Рыбин не пытался подделываться под Цоя: это бессмысленно, ведь уже есть группа "Виктор" для любителей подделок. Там и голос похож, и внешность восточная, и свои песни тоже наполнены примитивными образами, только вот чего-то не хватает, чтобы органично занять пустоту после смерти Цоя... У Рыбина была манера своя, достаточно жесткая, в общем, мне понравилось. Один "Транквилизатор" в его исполнении чего стоил…
Далее были еще какие-то концерты этим сборным составом, но уже несколько месяцев я про него ничего не слышал. Если бы они сыграли где-нибудь в Питере сегодня, я бы с большим удовольствием сходил послушать. Даже запись того концерта купил бы.
Возвращаясь к альбому: сделать какой-нибудь общий вывод сложно, фанам и коллекционерам можно порекомендовать для коллекции, любопытным - для удовлетворения, а остальные пусть делают выводы сами…

Альбом "Печаль" вышел месяца три назад, и сразу же началась нехилая раскрутка. По сути своей это "изрикошеченный" электроникой альбом "Последний герой" в аранжировках лидера группы "Объект Насмешек" Александра Аксенова, более известного как Рикошет. В отличие от предыдущих альбомов, сохранили голос Цоя. По впечатлениям слушавших альбом, бросается в глаза, что аранжировки писались отдельно от голоса - не знаю. Поначалу я пару раз прослушал его исключительно из интереса, потом мне понравилась первая песня, "Мы все сошли с ума". Аранжировки показались мне не лишними, а "родными", просто новое жесткое электронное звучание. То же самое чуть позже произошло с песнями "Перемен", "В наших глазах", "Последний герой", не резали слух "Электричка" и "Группа крови", абсолютно не понравились "Печаль" и "Группа крови remix". Также в варианте remix присутствовали "Перемены", и поначалу от обеих remix'ов меня тихо воротило, потом все неприятные ощущения сошли на нет. Я слишком распинаюсь про свое субъективное восприятие, но, по-моему, про сам альбом и говорить нечего: он звучит уже достаточно по радио и телевидению…

Пока такие вот расклады. Но на этом кино не кончается: я где-то слышал, что с подачи той же Марьяны вскорости выйдет что-то типа "Песни Цоя исполняют…" с участием всех нашенских… эх, как бы их назвать-то, этих современных деятелей молодежной популярной музыки… Вот. Говорят, там Илюша Лагутенко "Восьмиклассницу" споет, в общем, хай живе рокенрол, Цоя хватит всем и надолго…

Poloz, 15/08/2000
еще по одной, и пора назад...
Hosted by uCoz